Фото: Владимир Калинин
Беседовала и записала Ника Махлина
Реклама — в первую очередь работа, а не акт творчества Я отношусь к большинству фотографов, которые, полагая так, разделяют свою деятельность: коммерция с одной стороны, искусство — с другой.
Без этого — никак: на единой "музе" не проживешь, а занимаясь только ремеслом, все равно затоскуешь по независимости.
Язык дела
Так сложились обстоятельства, что я уже зарабатывал съемкой, прежде чем понял, что такое фотография сама по себе. В рекламном бизнесе, которым я занимался долгое время, мне показалось удобным и интересным использовать собственные снимки. Значение фотографии как "вещи в себе" я осознал уже позже, хотя так и не взялся учиться ей академически. Мое обучение проходило и до сих пор продолжается по ходу работы — эмпирическим путем. Некоторые приемы, присущие конкретно реклам ной съемке, я отрабатывал самостоятельно: напри мер, каждый вечер приходил домой и снимал один и тот же стакан, стараясь сделать это красиво. Ведь по сути, умением снимать рекламную фотографию мы называем способность выставить в привлекательном свете любой объект. Даже простой стакан мож но отобразить так, что его действительно захочется приобрести.
Учиться надо у людей
Чтобы преподавать фотографию, надо хотя бы примерно представлять, как это делают другие, — так я считал, пока не решил посетить чужие мастер классы в качестве знакомства с существующей практикой. И с какой ситуацией я столкнулся? Практически все, кто преподает, — самоучки. У нас нет общей школы фотографии как таковой: что ни программа курса, то индивидуальный подход. За основу, как ни крути, берется субъективное видение одного определенного человека. Как итог мы полу чаем следующее: один отучился у одного, второй у другого, они встречаются и… "Это стойка!.. –Да нет же, это штатив!" — не могут разговаривать на одном языке. Пускай они оба делают хорошие вещи, но у них разные понятия уже на техническом уровне. Ну, а то, что касается творческих дел, построения композиции или управления светом — все должно в определенной степени быть отличным в работах фотографов. Иначе исчезнет разнообразие. От того, что делаю я, у кого-то волосы на голове дыбом встанут: "Как так можно?!" Да и я тоже посмотрю, кто как работает… "Как так можно?!" И это нормально. У нас нет, к примеру, как во Франции, художественного института, где курс обучения длится пять-семь лет. Ну, а надо ли идти на курсы здесь лично мне, когда я могу попросить научить меня чему-то знакомого фотографа? И это будет честнее. Если мне в действительности обучаться чему-то не имеет смысла, так и скажут: тебе не надо. Я сам так многим говорю. Учиться надо у людей.
Быть Лашапелем
Как и многие, я учился на работах Хельмута Ньютона и Дэвида Лашапеля. Меня поразил минимализм фотографий Ньютона: человек, который мог позволить себе снимать где угодно, заказывать целые мосты и особняки, в итоге заставлял зрителя закрывать глаза на все эти апартаменты и видеть только женщину, изображенную на снимке. Понимание того, что именно умение расставлять акценты делает его работы такими привлекательными, пришло поз же. В первое время это было лишь подсознательное ощущение: человек выполняет свою работу не так, как все, и потому его снимки задевают. Вместе с возможностью читать биографии великих пришло и понимание того, что, чем больше знаешь из жизни фотографа, тем полнее понимаешь его человеческие мотивации, посыл его работ. Чтение биографий доходит порой до того, что может кардинально изменить отношение к искусству фотографии в целом. Например, когда тебе в руки попадает книга "Сорок лет: отчет о творческой деятельности", а там… сорок фотографий. Это, согласитесь, заставляет переосмыслить многое.
Не сотвори себе
Названных мэтров я не копирую и напрямую им не подражаю, но вижу и хочу перенять у них самое главное умение: быть не такими, как все. Они вне стандарта реализуют собственную идею. Снимают то, что у них в голове, а не беспристрастно делают красивую картинку. Я не верю ставшему традиционным мифу о том, что, подражая кому-то, скоропостижно теряешь свое, — это неправда. Можно долго работать, занимая чужой стиль, а потом — раз! — и неожиданно найдешь что-то новое, свое. Здесь существует другая опасность: подражая, ты делаешь то, что уже сделано до тебя. Тот же Демаршелье — это же силища! Это он придумал все то, что так узнаваемо сейчас. И он достиг в этом совершенства. Притом из года в год он делает совершенно разные фотографии. Те же, кто ему подражает, перемалывают пятый год одно и то же. И, что самое страшное, ощущают они себя совершенно комфортно и на этом останавливаются. Думаю, выход из ситуации возможен только такой: должен встретиться либо определенный фотограф, который перевернет их систему, либо человек, которого они искренне захотят фотографировать иначе, чем делали это раньше. Многие же находят для себя удачные приемы с ломаными линиями или определенными позами, которые используют повсеместно. За этим якобы "авторским почерком" также приходят заказчики, но подобных фотографов очень много, потому как это му может научиться практически любой — вопрос тренировки. Ну, а то, что видим мы все это кругом и всюду, значит, собственно, только одно — это проходящее.
Реклама требует
Первым делом коммерческий фотограф должен быть технически обеспечен, а потом уже задумываться о художественности. Без первого не будет второго, потому что у тебя просто-напросто не окажется возможности соответствовать основному требованию заказчика — качеству. У рекламного фотографа в наличии всегда должно быть все самое новое и дорогое. Если ты хочешь обеспечить хороший результат, то должен снимать на самую лучшую камеру. Сейчас, например, ты просто не имеешь права снимать на "пятерку" или "двадцатку". Но, тем не менее, прежде чем выбросить старый фотоаппарат, ты должен понять, устраивает ли тебя новый. Мне, к примеру, хотелось купить Mamiya ZD, но тут вышел новый Canon, и оказалось, что он меня больше устраивает по разным причинам. В идеале, конечно, лучше иметь две камеры: студийную и для каких-то необычных условий. С другой стороны, да, я мечтаю о CONTAX, но если посмотреть на это трезво: а зачем она нужна мне? Клиент, которому действительно необходимы такого уровня снимки, приходит раз в месяц, а то и реже. Но тут все упирается, естественно, и в тривиальный вопрос денег.
Центр внимания
Сегодня заказчик может позволить себе отдать на волю фотографа идею с нуля. Но еще совсем недавно мы работали во времена, когда к тебе при ходили с подробными эскизами и требовали четкого следования поставленной задаче. Заказчики и в аппаратуре понимали лучше тебя самого и даже говорили, что куда ставить. Я в таком случае не то чтобы не чувствовал себя фотографом… Я ощущал себя как человек, который просто нажал на кнопку. Сейчас существует и другой, распространенный тип отношений между фотографом и заказчиком, когда к профессионалам с именем обращаются с просьбой "сделать, как вы это умеете". Заказчик приходит за тем "исполнением" и авторским почерком, что видит в моих работах. К кому-то он идет за одним, ко мне — за другим. Например, за умением расставлять акценты: ведь это один из важнейших законов успешности рекламного снимка. Даже если, скажем, я снимаю шикарную раскрашенную модель, я все равно сделаю это так, что в центре внимания окажется рекламируемый продукт.
Точность — вежливость королей
Когда конкретной задачи не стоит, снимаешь до тех пор, пока не получишь идеальную картинку. И если мы с командой не видим эту картинку, то делаем массу вариантов, из которых в перспективе будем отбирать необходимый материал. Хорошо, если речь о чистой фотографии или если ты знаешь, где будет расположена надпись. Но ведь бывает и такое, что рекламируемый объект есть, а где надпись будет стоять, никто не знает. Поэтому приходится делать огромное количество фотографий. А если необхо димо, чтобы модель несколько раз переодевалась? Или перекрашивалась? Или, допустим, мы не знаем, черный фон или белый: на белом будет одна одежда, на черном — другая. И макияж от этого тоже, возможно, прийдется менять, и одежду искать другую, и даже прическу переделывать. В силу перечисленных обстоятельств рекламная съемка — это очень неспешный, долгий процесс. Мой совет начинающим: узнавать, что планируется сделать точно, выяснять, сколько времени займет аренда студии, какое количество приглашенных на съемку планируется, и уже потом — сколько все это будет стоить. Потому что по молодости говорят: "Ну, ничего, если сегодня не успеем, доснимем завтра", — забывая о том, что помимо тебя в процессе задействовано огромное количество специалистов, рабочее время которых тоже надо оплачивать.
Удобство — в массы
Рекламная съемка подразумевает присутствие заказчика, а он очень любит приезжать не в одиночестве,
что не является простой прихотью. Только подумайте, это у нас, фотографов, съемки проходят чуть
ли не каждый день, а у заказчиков съемка — это
событие, которое случается раз в год или вообще
раз в жизни, поэтому на него собираются все кому
не лень. Но лично я всегда только рад этому. Ведь в
полном составе мы можем сразу же видеть результат на мониторе или непосредственно на заднике,
устранив ошибки и исправив недочеты сразу, поняв,
что мы что-то не сняли, — и тут же доснять. В одиночестве я не могу позволить себе фотографировать
что-то не запланированное. Есть любители делать
сразу несколько вариантов и предоставлять их
заказчику, но я все же предпочитаю застраховаться
сразу. Тем более если речь идет о сложной съемке
серии фотографий: в таких случаях, если надо
переодевать модель, для этого собираются "специальные" люди, которые привозят одежду, гладят,
развешивают... У киношников, например, даже те,
кто отвечает за костюмы и те, кто ответственен за
аксессуары — разные должности. То есть пальто и
пуговицы для него готовят два человека.
Что касается нынешней экономической ситуации… На самом деле во время кризиса все встает
на свои места. Сверхдоходы исчезли, но никто с
голоду-то не умер. Мы, в принципе, вернулись на
пять-семь лет назад. Рекламные фотографы зависят
от большого количества людей, сейчас их просто
стало в два-три раза меньше. Мы подготовились к
этому. Ну, а сильнейший все равно выживет, несмотря ни на какой кризис.
Право выбора
Я всегда предоставляю заказчику самому находить
моделей. Даже если от меня и поступают предложения, то я все равно предлагаю несколько вариантов,
чтобы выбор был за ними,все-таки заказчик
несет ответственность за съемку. У меня не то чтобы
нет уверенности, я просто стараюсь не рисковать:
если у многих заказчиков есть своя модель, то
зачем нужна моя? Да, она, быть может, не очень
устраивает меня субъективно, но им ведь требуется
именно такая. Поэтому работаешь с ней. Я же фотограф, моя работа — съемка. А мои рекомендации
могут иметь место только в случаях, когда есть объективные причины поменять модель: например,
руки не очень красивые, а они составляют важную
часть кадра. Когда же изначально приводишь свое
го человека, ты можешь не совпасть с требованиями
заказчика, и тогда уже прийдется абсолютно все
делать с чистого листа.
В любом случае, в отношениях с моделями у
меня на первом месте стоит уважение. Я считаю, что
необходимо на время съемок обеспечить полный
комфорт друг другу. Безусловно, всякое бывает.
С профессиональными моделями проблем никогда
не случается. Они прекрасно знают, как делать,
что делать, и очень заинтересованы в хорошем
результате. Для меня было настоящим откровением
то, что модели, которых люди воспринимают как
объекты на обложках и в рекламе, на самом деле —
девчонки, которые очень сильно переживают.
Несколько раз я сталкивался и с теми, кому просто
необходимо набить портфолио типа "я — модель".
Бывает, что и от модельных агентств приходят
девушки непрофессиональные, не очень опытные.
Причем выясняется это тут же, в процессе съемки.
Приходится както и с ними работать. Особенно
сложно, если съемка трудная, с сюжетом
и взаимодействием нескольких персонажей. Без
хорошего отношения к модели сохранять спокойствие в таких случаях почти невозможно. И этому
тоже надо учиться.
Человеческий фактор
Я снимаю людей, хотя красивую картинку можно получить, снимая и одушевленное, и неодушевленное. И если речь идет о коммерческой фотографии, то я сделаю это не хуже всего остального. Но есть люди, которые выполнят эту работу во сто крат лучше, потому как это их основное направление. Я предпочитаю фотографировать людей, потому что мне это интереснее. Если работа с предметом — это только объект, свет и обстановка, которую ты искусственно создал, то съемка, связанная с людьми, это еще и привязка к эмоциям. При этом интересно, что в этом случае всегда немаловажную роль играет "человеческий фактор": сегодня фотография может быть одна, завтра — совершенно другая. Все зависит от настроения модели: в один день человек расскажет что-то грустное, в другой — веселое; в зависимости от этого фотографии получаются абсолютно разные. Ну, а в общем, подводя итоги, можно сказать и так: я фотографирую людей, потому что… они умеют говорить.